Владимир Владимирович (niramas) wrote,
Владимир Владимирович
niramas

Category:

Про глумление над Мариной Расковой

Эта история с картинками началась пять лет назад, в 2015 году, когда наша страна готовилась отпраздновать 70-летие Победы. И начиналось всё вполне официально. Под эгидой Департамента культуры Москвы и РВИО в Москве стартовала городская программа военно-патриотических граффити. Первый мурал на Садовой-Каретной («Советские лётчики», по знаменитой фотографии Тимофея Мельника) открывали целый тогдашний министр культуры РФ и заодно глава РВИО Мединский и глава Департамента культуры Москвы Кибовский, то есть всё было на почти наивысшем уровне.


Первое граффити проекта на Садовой-Каретной. Фото отсюда.
Известно, что по площади это граффити заняло 340 кв.м, а художники работали почти неделю. Автором композиции выступил Максим Торопов, в создании работы также принимали участие такие художники, как Сергей Овсейкин, Андрей Целуйко, Александр Емельянов и другие.

В рамках этой программы прославленная лётчица Марина Раскова появилась на стене дома 9 по Нижней Масловке, загибающегося на улицу Марины Расковой у её (улицы) «верхнего» окончания, позже, где-то в середине марта 2016 года. Не знаю, какие именно художники работали над ним (по-моему, с художественной точки зрения это граффити не стало шедевром), однако из СМИ известно, что Государственное автономное учреждение культуры города Москвы «Московская дирекция массовых мероприятий» проводило конкурс на осуществление арт-проекта граффити, который выиграла компания ООО «Украсим город». То есть работа шла серьёзная, люди были заняты не случайные.


Свеженарисованный портрет Марины Расковой на стене дома 9 по улице Нижняя Масловка. За домом виднеется ТТК. Фото со стороны улицы Марины Расковой, март 2016 г.

Основой для этого граффити стала чёрно-белая фотография, раскрашенная настоящим мастером колоризации Ольгой Ширниной. Вот эта:



А в 2019 году в Москве изменили правила согласования граффити, и в августе-сентябре целый ряд городских муралов как корова языком слизнула. Включая и этот, не настолько известный, как сюрреалистическая картина, к примеру, Рустама Qbic’а на Беговой улице, хотя и расположенный в считанных метрах от Третьего кольца.


Справа — вид дома после уничтожения мурала в сентября 2019 года.

Я не знаю, насколько соответствовало всяческим нормам и правилам как создание этого огромного портрета, так и его уничтожение (возможно, по предписанию Мосжилинспекции). Полагаю, что местные власти перестраховались и от греха подальше уничтожили «неправильные» граффити, не дожидаясь строгих окриков сверху. Хотя закон, как известно, обычно обратной силы не имеет. Новые правила должны были бы, по идее, относиться к новым проектам, не предполагая уничтожение старых. Но чиновники любят перестраховываться.

Однако «от греха подальше» в данном случае не получилось. Чиновная подлость (давайте называть вещи своими именами) в отношении Марины Михайловны Расковой, одной из трёх первых в стране женщин-Героев Советского Союза, возмутила местное население, которое за три года успело привыкнуть к муралу и теперь стало требовать возвращения портрета.

И районные власти, похоже, испугались.

Включили заднюю передачу и объявили, что Марина Раскова снова появится на этом доме, только уже в новом облике. В одной из соцсетей глава местной управы даже развёл демократию: объявил конкурс на выбор эскиза для нового граффити. Жители выбрали эскиз № 2. Мол, здесь Марина самая красивая, улыбающаяся, плюс смотрит в сторону улицы.


Объявление главы управы района Беговой о конкурсе по выбору эскиза.

Проблема только в том, что эскизы, надо полагать, готовили «девочки-стажёрки». Которые в силу ограниченного кругозора не поняли, что они выбрали отзеркаленную фотографию. Да, они налепили на грудь Марины два её ордена Ленина (хотя на фото она без них), но то, что портупея носится через ПРАВОЕ плечо, им в голову не пришло.


Эскиз-победитель. Понимаю, почему он победил, но меня, как мальчика, бесит его зеркальность (портупея через левое плечо!!!) и дурацкий рожок, выросший на лётном шлемофоне Марины.


На фотографии Ольги Ландер, снятой 1 июня 1938 года, Марина запечатлена со своими небесными соратницами Полиной Осипенко и Валентиной Гризодубовой примерно в то же мгновение, когда был сделан и снимок с чуть другого ракурса, который взяли за основу для второго граффити. Кстати, здесь отлично видно, что никаких рогов на шлемофоне Марины нет.

Далее, видимо, как теперь положено, районные власти провели тендер и выбрали исполнителя, предложившего наиболее выгодные условия. Увы, но талант предлагать выгодные условия с умением рисовать не связан.

Исполнители нарисовали граффити, исправив ориентацию фотографии. Однако это — единственное доброе слово, которое я могу сказать в их адрес.


Новое граффити на старом месте. Фото 27 июня 2020 г.

Потому что в целом они сделали из бедной Марины Михайловны кадавра, которым можно пугать детей. Да, к первому муралу тоже были вопросы. Например, почему Марина оказалась на нём при двух орденах Ленина с тремя кубарями старлея? Чтобы подчеркнуть, что она служила в ГУГБ НКВД СССР и была самым настоящим старшим лейтенантом государственной безопасности? Да, до войны она служила в особом отделе 3-го (авиационного) управления Наркомата обороны, а среди её наград есть и полученный в 1940 году знак «Заслуженный сотрудник НКВД». Но всё-таки более известна она как майор ВВС (а это две «шпалы» в петлицах), командир 587-го бомбардировочного авиаполка. В этом звании и должности она и ушла 4 января 1943 года в свой последний вылет.

Граффити — это не фотопечать на стене дома. Это художественное произведение. Автор волен и звание поправить, и направление взгляда изменить. Это, конечно, если он художник.

Оригинал 1938 года и его реализация сегодняшними горе-малярами.

Однако будучи с художественно-«граффитической» точки зрения бездарями, исполнители не справились с задачей. Вместо теоретически возможного украшения района портретом задорно улыбающейся миловидной молодой женщины, прославившейся в 26 лет (а погибла она в тридцать, напоминаю), появилось, по меткому выражению одной из соседок, «лихо одноглазое».

Резюмирую. Закрасить Марину в 2019 году — было вопиющей чиновной подлостью. Не знаю имени и фамилии тех, кто принимал такое решение и давал соответствующее указание, но это подлецы обыкновенные. Нелюди.

Но нарисовать вместо Марины кадавра — это уже откровенное глумление. И над самой Мариной, и над жителями района. У того, кто это ДЕЛАЛ, руки растут из жопы. У того, кто это ПРИНЯЛ, там растёт голова. Как и у того, кто нанял на это дело идиотов маляров-любителей.

Стыд и позор!

PS: Внимание! Публикация утратила актуальность 30 июня 2020 года.
Читайте продолжение.


Фото автора, если не указано иного.


Tags: Беговой, Великая Отечественная, Москва, РВИО, Раскова, САО, Собянин
Subscribe

  • "Свобода" — это...

    А что она такое, вы поймёте по результатам прочтения. Если, конечно, не знали этого ранее. В самом конце лета сайт «Сибирь. Реалии» (это…

  • Читая отчёт «Ночлежки»

    Скандально известная квазиблаготворительная организация из Питера опубликовала очередной отчёт о своей т.н. «деятельности». Я не…

  • Пропавший без вести по ошибке

    Занимаясь подготовкой фотовыставки «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны», я заинтересовался одной из фотографий Ольги Всеволодовны…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments